Каршеринг (англ. car sharing) — это вид аренды автомобиля у коммерческой организации или у частных лиц. От привычного проката автомобилей отличается тем, что каршеринг работает по модели совместного потребления. Это когда люди предпочитают брать в аренду или пользоваться автомобилями коллективно вместо того, чтобы приобретать транспортные средства в собственность.
Автомобили в каршеринге обычно сдаются в аренду на короткий срок и на регулярной основе. Каршеринг бывает нескольких видов: краткосрочный, клиент-клиент и совместное владение автомобилем.
Виды каршеринга
Краткосрочный каршеринг (оne-way carsharing) — аренда автомобиля на небольшие промежутки времени (минуты, часы или сутки) внутри разрешенной зоны (в пределах города или мегаполиса). Автомобили краткосрочного каршеринга распределены по всему городу, нет централизованного пункта аренды. Можно оставить автомобиль в любом месте, обозначенном знаком парковки. Оплата обычно поминутная или почасовая. Все взаимодействие с автомобилем и платежами происходит в мобильном приложении.Краткосрочный каршеринг (оne-way carsharing) — аренда автомобиля на небольшие промежутки времени (минуты, часы или сутки) внутри разрешенной зоны (в пределах города или мегаполиса). Автомобили краткосрочного каршеринга распределены по всему городу, нет централизованного пункта аренды. Можно оставить автомобиль в любом месте, обозначенном знаком парковки. Оплата обычно поминутная или почасовая. Все взаимодействие с автомобилем и платежами происходит в мобильном приложении.
Каршеринг «клиент-клиент» (peer-to-peer carsharing) — модель проката, когда автомобили принадлежат частным лицам или прокатным компаниям. Арендатор и арендодатель находят друг друга на сайтах-агрегаторах.
Совместное владение (fractional carsharing) — коллективное пользование транспортным средством. Несколько человек кооперируется по интересам или территориальному признаку, покупают машину или автопарк в совместное пользование.
В России самым распространенным видом каршеринга является краткосрочный (one-way carsharing), о нем будет больше всего информации в этой статье. Этим видом каршеринга занимаются компании Делимобиль, Anytime, Belkacar и еще около 10 компаний. Модель «клиент-клиент» распространена в США, а начиная с 2017 года активно развивается и в России. Совместное владение автомобилями в России пока не практикуется из-за ментальных и юридических нюансов.
На сегодняшний день большинство крупных сервисов каршеринга, работающих в Москве, распространяют свои услуги на всю территорию Московской области. Это означает, что жители Подмосковья могут полноценно пользоваться данной услугой, но с учетом одного ограничения – завершать поездку разрешено только в пределах МКАД, не далее 500 метров от станций метро, расположенных за кольцевой автодорогой, и на отдельных локациях (парковки некоторых торговых центров за МКАД, некоторые муниципалитеты ближнего пояса – например, Мытищи, Люберцы, Красногорск, Химки и др.
При этом некоторые сервисы располагают тарифом, при котором автомобиль можно поставить на парковку на территории всей Московской области, но в режиме «Ожидание». В этом случае автомобиль остается закреплен за последним пользователем, но ему при этом начисляется плата в среднем два рубля за одну минуту ожидания.
Чтобы воспользоваться услугой, нужно выполнить следующие действия:
- выбрать каршеринговую компанию (в пятерку крупных операторов, на чьих автомобилях можно передвигаться по Московской области, входят «Делимобиль», Car5, Anytimecar, Youdrive и BelkaCar);
- скачать приложение на мобильный телефон в AppStore, Google Play или по прямой ссылке через сайт оператора;
- пройти регистрацию через приложение или на сайте оператора (понадобятся паспортные данные, данные водительского удостоверения, реквизиты банковской карты);
- найти на интерактивной карте через приложение на телефоне или через сайт ближайший свободный автомобиль сервиса;
- забронировать автомобиль (у водителя есть в среднем 20 минут бесплатного бронирования, далее тарификация осуществляется в режиме «Ожидание» – в среднем два рубля за одну минуту);
- добраться до забронированного автомобиля и открыть его через мобильное приложение;
- осмотреть автомобиль снаружи и изнутри на предмет наличия повреждений (о найденных повреждениях нужно рассказать оператору сервиса до начала поездки, звонок можно осуществить через мобильное приложение);
- проверить наличие в бардачке СТС на автомобиль, полиса ОСАГО и топливной карты;
- подтвердить осмотр автомобиля через приложение;
- повернуть ключ зажигания и начать движение (он с самого начала находится в замке зажигания);
- двигаться до пункта назначения (в рамках разрешенной зоны использования), соблюдая все правила дорожного движения;
- в случае остановки нужно припарковаться, заглушить мотор, закрыть окна и двери и включить тариф «Ожидание» через приложение;
- в случае необходимости можно заправить автомобиль (только на разрешенных АЗС – они отображаются на карте в мобильном приложении; заправка осуществляется через топливную карту, водитель не платит за бензин; некоторые операторы также компенсируют время, проведенное на АЗС);
- завершить аренду автомобиля через приложение (сначала следует убедиться, что автомобиль оставлен в разрешенной зоне).
Что касается правил пользования автомобилем, то каждая каршеринговая компания вправе определять их самостоятельно. В общем виде они таковы:
- водитель должен быть старше 21 года;
- необходимый стаж вождения – не менее двух лет;
- нельзя завершать аренду вне разрешенной зоны;
- нельзя завершать аренду в зоне, где нет сотового покрытия;
- нельзя пользоваться АЗС, которые не отображаются в мобильном приложении;
- нельзя курить в автомобиле;
- нельзя нарушать ПДД (штрафы будет оплачивать водитель);
- нельзя перевозить крупных животных;
- нельзя перевозить крупногабаритные грузы;
- нельзя перевозить пачкающие предметы.