Об особенностях продажи мебели

Продажа мебели должна осуществляться в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее — Правила).

Кроме того, с 1 июля 2014 года действует Технический регламент Таможенного союза » О безопасности мебельной продукции» от 15 июня 2012 года N 32 (далее — Технический регламент), устанавливающий обязательные требования к товарам этой группы.

И первое, что необходимо знать покупателям, что продавец, согласно ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Кроме того, в XV разделе Правил продажи отдельных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее — Правила), установлены дополнительные условия, касающиеся продажи мебели.

Упомянутый выше Технический регламент устанавливает обязательные требования к мебельной продукции в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.


Согласно п. 7 ст. 5 Технического регламента информация для потребителя предоставляется в виде маркировки, инструкции по эксплуатации и инструкции по сборке в случае, если мебель поставляется в разобранном виде:

    1. Каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства-члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.

Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде.

Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом.


    2. Маркировка должна быть четкой и содержать:

  • наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
  • товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
  • наименование страны изготовителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
  • дату изготовления;
  • гарантийный срок;
  • срок службы, установленный изготовителем;
  • единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке.


    3. В маркировке детских и ученических стульев, столов, парт для общественных помещений дополнительно должны быть указаны: в числителе — их ростовой номер, в знаменателе — средний рост детей.

На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для дошкольных учреждений и учебных заведений (кроме средних специальных и высших учебных заведений) должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10×15 мм в зависимости от ростовых номеров изделия мебели.


    4. Мебельная продукция сопровождается инструкцией, устанавливающей правила и условия безопасной эксплуатации, в том числе информацию, содержащуюся в п. 6 ст. 5 Технического регламента и иные дополнительные сведения.

Кроме того, в соответствии с Законом и Правилами при продаже мебели продавец обязан своевременно предоставить потребителю следующую необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора:

  • наименование товара (артикул — при наличии);
  • цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;
  • сведения о функциональном назначении;
  • сведения об основных технических характеристиках товара, о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке;
  • сведения по уходу за изделиями;
  • условия приобретения, доставки (сроки) и передачи товара покупателю;
  • гарантийный срок эксплуатации (устанавливается изготовителем) — период, в течение которого в случае обнаружения покупателем в товаре недостатка продавец обязан рассмотреть требование потребителя в соответствии с Законом (продавец также вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем);
  • срок службы;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
  • при имеющихся недостатках в товаре при продаже, продавец должен информировать о них покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на товарном чеке или иным способом).

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Вся необходимая информация должна быть доведена до сведения потребителей в инструкции по сборке, по уходу за изделиями мебели, на маркировке товара, его упаковке, каталогах и проспектах или иным способом.

Образцы мебели, предлагаемые к продаже, должны быть выставлены в торговом зале таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра.


Продавец обязан осуществлять предпродажную подготовку мебели, включающую в себя проверку комплектности, наличия необходимых для сборки деталей, схем сборки мебели (если мебель является разборной), а также проверку наличия всех предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели.

При продаже мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.


Сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором.

В случае обнаружения недостатков в товаре в период гарантийного срока эксплуатации покупатель согласно ст. 18 Закона вправе предъявить к продавцу следующие требования:

  • безвозмездного устранения недостатка;
  • замены на товар этой же модели или другой модели с перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченной за товар суммы.

При безвозмездном устранении недостатков срок их устранения, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. Гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался.


Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограмм для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца либо продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой или возвратом товара.

Все выше указанные требования предъявляются непосредственно к продавцу в письменном заявлении. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и, в случае необходимости, провести проверку его качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. При споре о причинах возникновения недостатков в товаре продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы будет установлена вина покупателя в возникших недостатках в товаре вследствие ненадлежащей эксплуатации товара покупателем, он обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.


Если на товар гарантийный срок не установлен или истек, то в пределах двух лет со дня покупки товара, покупатель вправе предъявить вышеуказанные требования к продавцу, если докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара, т.е. по результату самостоятельно проведенной экспертизы товара.

Согласно постановлению Правилам мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.