ТУБЕРКУЛЕЗ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ, ЖИВОПИСИ И МОДЫ
Туберкулез в художественной литературе
В произведениях русской литературы ХIХ века часто упоминается болезнь под названием «чахотка». Так называли в те времена туберкулез легких, тысячами уносивший человеческие жизни. Писатели часто упоминали о туберкулезе, как о «благородной болезни». Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. По литературным произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно было изучать течение болезни.
Тогда человек, больной туберкулезом, был обречен. Здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, художников, поэтов. В скорбном списке – В.Г.Белинский, Н.И. Добролюбов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Е. Варламов, С.Я. Надсон, Ф.А. Васильев, М.К. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил.
В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположение, что с подозрением на неё был отправлен в лазарет юный С.А. Есенин.
Польский писатель Г.Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.
Обратимся к художественным произведениям последних двух веков. На эту болезнь в разное время смотрели по-разному. Писатели ХIХ века считали туберкулез «благородной» болезнью и именно им «заражали» своих персонажей, чтобы подчеркнуть трагичность их судьбы. Длительное время полагали, что туберкулез развивается у людей, опечаленных личными драмами. Это нашло свое отражение, например, в таких произведениях, как роман А. Дюма ( младшего) «Дама с камелиями», легший в основу оперы Д. Верди «Травиата», и роман А. Мюрже «Сцены из жизни богемы», сюжет которого стал либретто оперы «Богема» Д. Пуччини. В них героини Виолетта и Мими страдают от неразделенной любви, вследствие чего заболевают туберкулезом.
Но уже в конце ХIХ века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.
Иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что они затрагивают проблему заболевания туберкулезом.
Например, Достоевский Ф.М. в своем романе «Идиот» уделял внимание больным туберкулезом в лице больного Ипполита, который рассуждал о своей скорой смерти, Лев Толстой – в романах «Анна Каренина» и «Воскресенье».
В произведении «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзак описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулезом. Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»- один из персонажей, старик Рихтер, страдает тяжелой формой туберкулеза и проводит много лет в санатории. В центре романа — любовь автогонщика Клерфэ и молодой Лилиан. Лилиан больна туберкулезом, для неё каждый день-вечность.
Томас Манн «Волшебная гора» — история о пациентах дорогого туберкулезного санатория в Альпах, где время проходит незаметно, а жизнь и смерть утрачивают значимость и смысл.
Константин Федин «Санаторий Арктур», описал обреченных на гибель представителей «цвета» буржуазной интеллигенции, где люди гибнут не столько от туберкулеза, сколько от душевной боли по Родине. В его основу легли факты периода лечения от туберкулеза самого автора в Швейцарии.
Димфна Кьюсак «Скажи смерти-нет!» писала о том, что при туберкулезе никогда ничего нельзя сказать наверняка, что возможно полное выздоровление.
В каждом из этих сюжетов прослеживается любовная линия, чувства возникают либо между пациентами, («Волшебная гора»), либо между доктором и пациентом («Санаторий Арктур»), либо между безнадежно больным и здоровым («Жизнь взаймы», «Три товарища»).
Страдают от чахотки «чеховские персонажи»: Коврин (рассказ «Черный монах»), Павел Иванович (рассказ «Гусев»), Сарра (пьеса «Иванов»), доктор Николай Евграфович (рассказ «Супруга»), Клеопатра (повесть «Моя жизнь»), Маша («Цветы запоздалые»), в создание которых писатель вложил много личного. В них А.П. Чехов выступает как врач, писатель и больной. От туберкулеза умирает постоянно покашливающий, бледный и худой студент Саша – из последнего чеховского рассказа «Невеста». Безуспешно лечится от туберкулеза жена главного героя пьесы «Иванов», задыхаются в пароходном лазарете по пути с Дальнего Востока на родину солдаты, больные последней стадией чахотки (рассказ «Гусев»).
Личные переживания авторов, которые были больны сами или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров в их произведениях. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.
Например, Лев Николаевич Толстой создал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях.
На 31-ом году жизни от этой болезни умер брат А.П. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь и самого А.П. Чехова в возрасте 44 лет.
Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, а взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Художественная литература как ничто другое образно раскрывает клиническую картину болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулеза в те времена? Какими знаниями обладали врачи в области путей передачи инфекции и основных методах лечения туберкулеза? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы.
Из этого можно сделать вывод, что литература — ещё и большой помощник медицины в пропаганде гигиенических знаний среди населения.
Туберкулез и мода
Мари Дюплесси – парижская знаменитость, куртизанка, любовница Александра Дюма (сына), прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями», обладала поразительной викторианской красотой. В самом известном портрете, написанном Эдуардом Вьено, её глянцевые черные волосы, красивое овальное лицо с блестящими глазами и кожей цвета слоновой кости, поражают даже современного искушенного зрителя. Но слава Дюплесси была недолгой. Мари была больна туберкулезом, от которого она погибла в 1847 году, в возрасте 23 лет.
Возможно, это покажется странным, но Викторианцы романтизировали заболевание и его последствия, выделяя эффекты, порожденные слабостью больной молодежи.
И, как полагают ученые, поскольку туберкулез был распространен, он продолжал удерживать свои позиции в моде.
«Между 1780 и 1850 годами существовала растущая эстетизация туберкулеза, которая переплеталась с женской красотой»- говорит Carolyn Day, доцент кафедры истории в Университете Фурмана в Южной Каролине в исследовании: «История моды, красота и болезнь».
Среди высшего класса девичьей привлекательностью считались тонкость и бледность кожи, которые являются результатом потери веса и отсутствия аппетита, вызванного заболеванием.
Чахоточный шик пришел из середины 1800 годов, когда модные корсеты создавали длинные талии, а объемные юбки ещё более подчеркивали болезненную хрупкость женских фигур. Женщины среднего и высшего класса использовали косметику, чтобы подчеркнуть бледность кожи.
Во второй половине ХIХ века произошло радикальное переосмысление туберкулеза, когда в 1882 году Роберт Кох объявил, что он открыл бактерии, вызывающие заболевание. Открытие Коха помогло микробной теории убедить врачей, что туберкулез заразен.
Врачи стали порицать волочащиеся юбки, считая их виновницами поднимающейся пыли, в которой гнездятся бактерии туберкулеза, в результате чего болезнь приходила в дом.
Но главная причина «моды на чахотку»- «благородство» болезни. Человек бледнеет, худеет, чахнет, кашляет. Настроение меланхоличное. В конце концов человек ослабевает настолько, что укладывается в постель. Всё благопристойно. Хорошо описано угасание жизни в дневнике Марии Башкирцевой, умершей от чахотки. Более того, на начальной стадии болезни туберкулезная интоксикация придает внешнему виду больше привлекательности – особый нежный румянец, гладкая кожа, блеск глаз.
Туберкулез в живописи
Тему туберкулеза не обошли своим вниманием и известные художники. Так, художник Василий Дмитриевич Поленов написал картину «Больная» (1866).
Картина была задумана художником под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, приехавшей за границу учиться, заболевшей и умершей от туберкулеза легких. Лиза стала первой моделью для этой картины. Смерть девушки, осуществленной позже в картине под названием «Больная», глубоко поразила художника, также, как и смерть в Риме юной Маруси Оболенской от кори, которой Поленов увлекся во время одной из поездок по Италии.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер-портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной — эталон портретной живописи русского романтизма.
М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.
Известное стихотворение Якова Полонского к «Портрету М.И. Лопухиной» (1885) было опубликовано лишь в 1913 году:
«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать».
Многие художники сами страдали от туберкулеза. Так, Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – русский художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Зрелый мастер бытового жанра, тонкий пейзажист, автор выдающихся портретов. В 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечить которую тогда было практически невозможно. В 1882 году после тяжелой мучительной болезни художник скончался.
В 1917 году итальянский художник и скульптор, представитель импрессионизма Амадео Модильяни (1884-1920) знакомится с молодой французской художницей Жанной Эбютерн, которая стала его любимой натурщицей, музой и истинным другом. В 1918 году пара переезжает в Ниццу, где у них рождается дочь. В 1919 году, полные новых планов и идей, они возвращаются в Париж. Но стремительное развитие болезни (у Амадео Модильяни был туберкулез) рушит все их планы. В 1920 году художник умирает в больнице для бездомных.
Узнав о смерти любимого, Жанна, ждавшая на тот момент второго ребенка, выбросилась из окна 6-го этажа.
Проблема туберкулеза остается актуальной и в наши дни
Несмотря на то, что изменились условия жизни людей, разработаны методы профилактики и лечения туберкулеза, однако, по-прежнему тысячи людей во всем мире ежегодно заболевают этой тяжелой инфекцией и погибают от неё. В результате бесконтрольного употребления антибиотиков возникли лекарственно устойчивые формы туберкулеза, трудно поддающиеся лечению. Туберкулез поражает в настоящее время не только малоимущих, но и весьма обеспеченных и успешных людей.
А как же литература, живопись, музыка, мода?
Любой вид искусства — есть отражение жизни людей. Меняется жизнь — появляются новые произведения, новые сюжеты, новые герои, меняются направления моды. Вместо моды на «благородные» худобу и бледность приходит мода на здоровье, на здоровый образ жизни, пропагандистами которых являются медицинские работники. Это не быстрый процесс, но они верят, что наступит время, когда о проблемах туберкулеза и многих других заболеваний мы будем узнавать в ретроспективе только из произведений литературы, живописи, из старых модных журналов.