О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси.

Сервисы, предлагающие услуги такси в настоящее время представляют собой так называемые онлайн-агрегаторы. Это определенная группа посредников, которая сводит исполнителей, оказывающих услуги такси, с потенциальными клиентами на основе своей интернет-платформы.

Согласно определению, закрепленному Законом РФ «О защите прав потребителей» владелец агрегатора – организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

29 июля 2018 года вступили в силу изменения к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», которые закрепили ответственность агрегаторов перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию (статьи 9, 12 Закона о защите прав потребителей»). Агрегаторы, являясь информационными посредниками, по общему правилу не несут ответственности перед клиентами за качество и условия предоставления товаров и услуг, предлагаемых на их платформе. Если по условиям работы платформы ее посреднические услуги являются платными и клиент внес плату площадке, она вправе ее не возвращать и в том случае, когда клиент остался недоволен качеством оказанных ему услуг либо вовсе их не получил, поскольку свои услуги площадка клиенту оказала. На рынке автомобильных перевозок работает ряд агрегаторов, которые оказывают информационные и посреднические услуги в сфере перевозок автомобильным транспортом. Например, «Яндекс такси» консультирует водителей, подключаемых к своей системе по вопросам исполнения заказов. Но не выполняет и не должен выполнять для них всю организационно-административную работу, которая находится исключительно в их зоне ответственности. Водитель самостоятельно регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и получает лицензию на осуществление автомобильных перевозок. За нарушение данных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Введение солидарной ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира или его багажу, авторы законопроекта объяснили тем, что ИП и самозанятые в отличие от таксопарков не всегда могут самостоятельно компенсировать ущерб. Если пассажир воспользуется через агрегатор их услугами, то в случае инцидента он сможет выбрать, с кого требовать компенсацию – с предпринимателя, онлайн-сервиса или обоих одновременно.