Сроки годности пищевых продуктов

Оборот пищевых продуктов в России определяется целым рядом нормативных документов, обеспечивающих безопасность и качество.

Согласно п. 2, ст.3 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ:

  1. В обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
  2. Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:
  • которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;
  • которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;
  • в отношении которых установлен факт фальсификации;
  • в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;
  • которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;
  • которые не имеют товаросопроводительных документов.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, (утилизируются или уничтожаются).

Приобретая пищевые продукты, мы внимательно смотрим на дату изготовления и сроки годности, указанные на упаковке, ищем более свежие продукты и полуфабрикаты.

Так что же это такое — срок годности?

Определение даётся в ст. 472 Гражданского Кодекса РФ, в СанПиН 2.3.2.1324-2003 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (действующий).

Суть определений одна:

срок годности – это установленный правовыми актами период времени, по истечении которого потребляемый товар считается непригодным для использования и не должен быть реализован.

Он устанавливается, как правило на быстро портящиеся товары (пищевые продукты, парфюмерия, медикаменты и т.д.).

Однако, эти сведения на пищевые продукты могут не совпадать с реальным качеством продукта. Поэтому стоит оценивать и реальное качество продукта по его внешнему виду, запаху.

По мнению производителей, указанный срок годности должен стимулировать покупателей к приобретению свежих продуктов, тем самым увеличивая прибыль.

В то же время, большой срок годности позволяет избегать возврата нереализованной в торговой сети продукции.

Новые технологии, внедрение новых видов упаковки (высокобарьерные полимерные плёнки, упаковка под вакуумом и т.д.), использование в рецептурах стабилизаторов (комплексных стабилизационных систем) подталкивает производителя к увеличению сроков годности своей продукции.

Поэтому производитель обязан провести комплексные лабораторные исследования, результаты которых должны свидетельствовать о сохранении качества и безопасности пищевых продуктов, включая органолептические свойства (вкус, аромат, содержание жиров, белков, углеводов), содержание микроорганизмов и показатели, определяющие его окислительную порчу, а так же пищевую ценность в течение всего предполагаемого срока годности.

В случае приобретения некачественного товара потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать уплаченную за него денежную сумму!